Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мы в социальных сетях

Воспитание добросердечного отношения к окружающим

Воспитание добросердечного отношения к окружающим

Опубликовано 07.12.2020

Воспитание добросердечного отношения к окружающим в процессе ознакомления с русскими народными сказками»
На современном этапе важной задачей дошкольной педагогики является совершенствование процесса нравственного воспитания детей.

«Руководить нравственным воспитанием, это значит создавать тот неуловимый с первого взгляда моральный тонус жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком – то заботиться, о ком – то печется и беспокоится, кому – то отдает свое сердце».      

Одним из эффективных средств развития доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста является сказка. В сказке никто не учит ребёнка  « жить правильно». События сказочного сюжета естественно и последовательно вытекают одно из другого. Дети стремятся воспользоваться примером положительного героя в решении своих проблем.  Сказка активно воздействует на чувства и разум ребёнка – дошкольника, развивает его восприимчивость, эмоциональность. Сказка помогает ребёнку выработать то или иное отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, вызывает стремление подражать хорошему и противиться плохому, тем самым заложить в душе и сознании ребёнка определённые моральные установки.       

Работая со сказкой, педагогу можно использовать различные формы: рассказывание сказок, их пересказ, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса на лучшего знатока сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок. В своем общении с детьми надо объяснять малышам, как нельзя поступать и как можно, формировать умения устанавливать связь между соответствующим эмоциональным состоянием сказочных персонажей и их последующими действиями, а также формировать доброжелательные взаимоотношения. Педагогу необходимо прививать такие правила поведения, как «Нельзя обижать других», «Нужно вежливо разговаривать друг с другом», «Надо заботиться друг о друге», «Надо играть дружно, не ссориться», «Не хорошо жадничать».
          Например, после знакомства со сказкой «Репка» можно провести беседу с детьми, предложить ответить на вопросы: «Почему удалось вытащить репку? («Все дружно тянули репку; не ссорились»), а в заключение беседы подвести детей к пониманию правила: «Хорошо, когда все живут дружно. Будем и мы жить дружно».
После рассказывания сказок, таких как «Теремок», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» педагог может напомнить воспитанникам, что очень важно заботиться друг о друге, помогать друг другу не только в группе, но и в семье. Существенным направлением в развитии детей среднего дошкольного возраста является освоение ими противоположенных слов – понятий, когда детям приходится оценивать героев и называть те или иные качества: добрый – злой, честный – лживый, справедливый – несправедливый, трудолюбивый - ленивый и т.п..  
Беседуя о доброте,  педагогу можно предложить детям сначала  ответить на вопросы: «Кого мы называем добрым человеком? После чего объяснить детям, что доброта - это забота о других, которая проявляется в умении помочь. Проявлению сочувствия и сострадания к окружающему  миру,   помогают  такие вопросы, как «Кого вам жалко? Как вы дома относитесь к братьям и сёстрам? Как  бы я спасла  братца?»  (сказка  «Сестрица  Алёнушка и братец  Иванушка»).
После прочтения каждой сказки педагогу необходимо провести беседу с детьми, задавая вопросы, направленные на выявление положительных или отрицательных качеств у сказочных героев, их нравственных или безнравственных поступков. Например, после прочтения сказки «Сестрица  Алёнушка и братец  Иванушка» можно задать вопросы: «А можно ли так себя вести, если не слушать взрослых и поступать так, как хочется? Какая беда может случиться?».        
Некоторые сказки несут в себе значение нескольких нравственных понятий. Беседуя с детьми по содержанию русской народной сказки «Лисичка со скалочкой», необходимо разобрать значение таких понятий, как «честность – лживость» - «Какая лисичка?», «Как лиса вела себя, когда просилась переночевать?», А когда требовала что – то отдать, как вела себя?», «Честно ли поступила лисичка?». Установление связи между поступками героев  сказки,  помогает  детям лучше понять какими качествами обладает лисичка.
Для усвоения вежливых форм общения педагогу можно использовать уже знакомых сказочных героев и давать детям различные игровые задания, например: «Помоги зайчишке придумать вежливое слово», «Колобок» – предложить детям перекатывать мяч друг другу, здороваться с колобком и говорить ему приятные слова - «Ты красивый, ты мне нравишься», «ты миленький», «ты пухленький»,   предложить назвать ласково героев сказки «Теремок» - так у детей формируется умение обращаться друг к другу ласково, вежливо и культурно. Можно использовать игровое упражнение «Доброе пожелание», где дети желают что-то хорошее героям сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», что бы с ними ничего плохого не случилось в дороге. После таких игр дети понимают, что  после вежливого обращения людям становиться радостнее. Одобрение положительных поступков сказочных героев и неодобрение негативных позволяет малышам не только понять, но и применять в реальной жизни понятия о том, как можно поступать, а как нельзя
Одним из методов работы со сказкой с целью формирования доброжелательных отношений  у детей дошкольного возраста является инсценировка сказок. Игра – драматизация является хорошей школой морали в действии, своеобразной формой совместных переживаний детей, где они учатся подчинять свои желания и интересы общей цели. Например, при подготовке инсценировки сказки «Заюшкина избушка» дети могут самостоятельно выбрать детей на роль героев сказки, педагог вместе с детьми может приготовить костюмы и  атрибуты к сказке, разучить роли. При таком подходе даже небольшие по объёму сказки дают огромный воспитательный эффект. Такое «примеривание» на себя ролей сказочных героев, сопереживание им, делает еще более близкими и понятными проблемы персонажей сказки. На основе сказочных сюжетов дети учатся  объективно оценивать поступки сказочных персонажей. И этот опыт ложиться в основу умения  оценивать поступки сверстников и свои собственные.  
В  работе со сказкой  возможно сотрудничество с родителями группы. Они могут помочь в изготовлении  костюмов для представлений, разучить с детьми роли, выбрать сюжеты для рисунков, подготовить детей к конкурсам рисунков. Наряду с этим педагогу необходимо оказать помощь родителям по использованию сказок в семейном воспитании детей – предложить консультации, например такие как: «Все ли сказки хороши», «Воспитание сказкой», «Через сказку -  верная дорога к сердцу ребёнка».
Чтобы ребёнок вырос хорошим человеком. С ним необходимо работать, с раннего детства. Именно сейчас, в наше время, нужно возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.
Чем раньше сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства доброты возьмут в них верх над злом.