Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мы в социальных сетях

Развитие творческих способностей ребенка

Развитие творческих способностей ребенка

Опубликовано 30.11.2015

Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.

В.Л. Сухомлинский

Творческие способности – это умение самостоятельно создавать новые образы по собственному замыслу. Дети это называют "из головы".

Творческие способности включают в себя также  умение познавать новое и удивляться, сохранять живость ума, способность отыскивать в необычных ситуациях нестандартные выходы. Прежде чем рассказать о развитие творческих способностей, хочется предложить вашему вниманию небольшую историю, герой которой обладает явно выраженной способностью к творчеству.

Развитие творческих способностей детей  начинается с создания наилучших условий, так сказать атмосферы, которая бы сама подталкивала к развитию.  В первую очередь необходимо подготовить физические условия. Здесь подразумевается подготовка необходимых материалов для творчества, и отведение времени для игры с ними.  Следует создавать такие условия, чтобы ребенок понимал, что за свои творческие эксперименты, он не будет наказан.   Лучше поощрять и подбадривать, ведь для малыша воспринимать новые знания может быть трудно.

Обязательно надо давать возможность детям проявлять инициативу. Не стоит превращать занятия  в обязательные уроки, иначе  они будут в тягость.

Пусть обучение проходит в атмосфере любви и уважения, тогда ничто не помешает получать новые навыки. Поступающая информация должна быть доступна детям, соответствовать возрасту и способностям. Не надо гнаться за количеством познанного материала, наша цель – развить способности малыша.

Второе, что нужно для успешного развития – это системность занятий. Если заниматься с детьми от случая к случаю, то они вряд ли поймут, что от них хотят. Кусочки знаний должны складываться у детей в общую взаимосвязанную картинку.

Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от взрослого особого внимания. При выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с взрослым. В любом случае общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного с взрослым творчества.

Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания.

При развитии творческих способностей детей очень важна способность находить разные пути поиска решения, рассмотреть явление или предмет с разных сторон. Например, такие задания:
-  Построй дом для воображаемого существа из имеющегося материала (щепки, тряпочки, картон, пластилин и т. п.).
- Нарисуй птичку акварелью, гуашью, восковыми мелками. Слепи ее из глины и раскрась. Попробуй сделать такую же из пластилина. А теперь выполни птичку в технике аппликации.
-  Вот фигура. Дорисуй ее так, чтобы она на что-то походила.
-  Вот несколько одинаковых шариков из пластилина, нитки, спички, пуговки, сухие веточки. Что можно сделать, чтобы ни один шарик не походил на другой?

Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятельности и, как показала практика, эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно – творческие способности.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, в совокупности все направляет на развитие творческих способностей.

Народное искусство связано с природой, а природа дает необыкновенно широкие возможности для постоянных наблюдений над миром животных и растений, образы которых наталкивают на воображение, то есть на развитие творческих способностей.