Проект для детей старшего дошкольного возраста.
Вид проекта: познавательный, творческий.
Срок реализации проекта: 1 месяц.
Участники проекта:
- дети группы компенсирующей направленности (6-7 лет);
- воспитатели (Ивохина А.А., Гареликова Н.Н., Кузьменко М.А.)
- родители воспитанников
Цель проекта: формирование экологических представлений детей об овощных культурах (огурцах) и зернобобовых культурах (горох) в процессе выращивания из семян.ачи проекта:
Образовательные:
- Расширять и систематизировать знания детей об овощных культура (огурцах), зернобобовых культурах (горох): строение, польза, уход за ними. -- Создавать условия для наблюдения за изменениями в развитии и росте растений. Углублять знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет, тепло, вода).
Развивающие:
- Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
- Формировать представление о выращивании растений из семян.
-Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, посадить, углубление, условия). Разъяснять значимость труда.
- Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к уходу за растениями ; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.
- Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.
- Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.
Актуальность проекта:
Прочитав с ребятами рассказ Николая Носова «Огурцы». При обсуждении рассказа дети заинтересовались, откуда же берутся овощи, как их сажают и выращивают. Так возникла актуальность нашего проекта.
Данная работа актуальна тем, что выращивание растений из семян и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение. Так возникла тема нашего исследования «Где родился огурец,горох?»
Краткое описание проекта:
Проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста, реализуется на протяжении месяца. В проекте используются все методы обучения: словесные, наглядные, практические. В проекте предоставлено перспективное планирование по теме, конспекты образовательной деятельности, серии разработанных наблюдений, игровой, а также самостоятельной и творческой деятельности детей.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской деятельности выращивание растений из семян.
2. Развитие познавательных и творческих способностей.
3. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
4. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
Способы оценки:
Опыты, наблюдения, беседы.
Этапы реализации проекта
1-й этап: подготовительный
• сбор информации, материалов по теме;
• организация предметно-развивающей среды
• разработка цикла наблюдений, занятий;
• беседы;
2-й этап: реализационный:
• реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).
3. этап: итоговый:
• выставка детских работ;
• презентация проекта.
• создание альбома
Перспективное планирование
1-й этап - подготовительный
мероприятия Цели Сроки ответственные
Беседа с родителями «Огород на окне» Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта 1-я неделя Воспитатели,родители
Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования Создать условия для реализации проекта «Огород на окне».
1-я неделя Воспитатели,родители
Консультация для родителей «Исследовательская деятельность в детском саду» Просвещать родителей по данной теме
1-я неделя Воспитатели
2-й этап – основной
Рассматривание книг, иллюстраций о растениях,беседы. Вызвать интерес к растениям, желание Рассматривание книг, иллюстраций о растениях заботиться о них. Беседы о происхождении семян. 2-я неделя Воспитатели,родители
Образовательная деятельность «Посев семян гороха и огурцов для выращивания рассады» Вызвать у ребят желание самим вырастить растения из семян 2-я неделя Воспитатели
Практическая деятельность: посадка гороха, огурцов Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры 2-я неделя Воспитатели
Труд в уголке природы Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) 2-я неделя Воспитатели
Образовательная деятельность «Овощной суп» (рисование) познакомить со значением овощей в жизни человека.
2-я неделя Воспитатели
Дидактическая игра «Узнай на вкус» Упражнять детей в различении свежих, соленых, сырых и вареных овощей
2-я неделя Воспитатели
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» Развивать понимание простых причинно-следственных отношений.
3-я неделя Воспитатели
Образовательная деятельность (лепка)
«Овощи в корзинке» Продолжать лепить с натуры знакомые предметы (овощи), передавая их характер и особенности).
3-я неделя Воспитатели
Опыт – наблюдение за ростом гороха, огурцов. Упражнять в умении замечать изменения, которые происходят у прорастающей рассады гороха и огурцов. 3-я неделя Воспитатели
Наблюдение за формированием цветка и плода Способствовать умению детей замечать изменения в росте и развитии растений.
3-я неделя Воспитатели
Итоговая беседа
Высадка в открытый грунт
(Огород на окне переносится в огород детского сада)
Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада и необходимых условиях для дальнейшего роста огурца, гороха.
3-я неделя Воспитатели
3-й этап – заключительный
Обработка и оформление материалов проекта, фотографий Создание презентации опыта работы
4-я неделя Воспитатели
Подбор стихотворений, поговорок, загадок об огурце, горохе. Создание альбома «Стихи, загадки, поговорки об огурце», представление полученных знаний
4-я неделя Воспитатели
Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации
4-я неделя Воспитатели
Анализ результативности
4-я неделя Воспитатели
Работа с родителями:
1. Беседа с родителями «Огород на окне».
2. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.
3. Подбор стихов, загадок, пословиц, потешек про огурец, горох для оформления альбома.
4. Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду».
Художественно- продуктивная
Рисование на тему: «Овощной суп».
Лепка на тему: «Овощи в корзинке»
Игровая деятельность
Подвижные игры «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород»
Дидактические игры "Овощи и фрукты, «Проложи дорожку», «Четвёртый лишний»,Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус».
Беседы с детьми:
«Для чего растению семена?»,«Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», «Как я помогаю на огороде», «Овощи»
Чтение сказок и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок, песен о горохе и огурцах(чтение художественной литературы).Песня «Витамины» Филиппенко.
Вывод:
В ходе работы по проекту у детей формировалось экологическое представление об овощных культурах (огурцах) и зернобобовых культурах (горох).
Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдали за тем, какие из них растут быстрее, сравнивали форму и цвет листьев, определяли условия, необходимые для роста и развития растений.
В процессе детского исследования ребенок получил конкретные познавательные навыки: учился наблюдать, рассуждать, планировать работу, учился прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивал познавательные способности.
Важно знать и правильно подобрать семена для посева в комнатных условиях. Применять натуральное удобрение. Выбирать правильное время посева семян и хорошо за ними ухаживать. Проводить исследования нам понравилось, поэтому в следующем году мы хотим вырастить другие овощные культуры в комнатных условиях.
Итог проекта: В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.
Предполагаемый результат:
Участвовать в проведении опытов, экспериментов.
Знать и называть части гороха, огурца;
Определять на ощупь, по вкусу и узнавать по описанию;
Составлять описательные рассказы о горохе.огурцах используя опорную схему;
Знать, как растут горох, огурцы, где, как за ними ухаживать.
О полезных свойствах, время сбора урожая и как заготавливают на зиму.
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
Дети увидели многообразие посевного материала.
Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
В группе был создан огород на окне.
Дети стали более уважительно относиться к труду.
Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Материалы и средства: Художественная литература о овощах: потешки о горохе. огурцах; стихи о горохе Кирилл Авдеенко, Р. Бикметова, О. Шалимова, Н. Горюнова, Л. Буртан, Е. Евсеева) , о огурцах (М. Борина , Н. Лебедева ,С. Бахрушина ). Стихи про семена ( С.Ранджелович),загадки, пословицы, рассказ Н.Носова" Огурцы", сказка Альберта Иванова «Раз — горох, два — горох», К. Чуковского «Огород». Беседа по картине "Сельскохозяйственные работы в полях" и т.д., иллюстрации с изображением гороха и огурца, конспекты ОД, консультация для родителей, бумага, кисти, краски, салфетки, пластилин, доски, стеки, натуральные овощи и их муляжи.
Список используемой литературы:
1.Зенина Т.Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009
2.Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами». Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008
3.Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001
4.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие.-М.: Издательский центр «Академия», 2001
5.Николаева С.Н. Система работы с детьми в подготовительной группе детского сада. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010
6.Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду .- Волгоград: Учитель,2011
7. Ресурсы Интернета