Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мы в социальных сетях

Огород на окне

Опубликовано 03.04.2017

Проект для детей старшего дошкольного возраста.

Вид проекта: познавательный, творческий.
Срок реализации проекта: 1 месяц.

Участники проекта:
- дети группы компенсирующей направленности (6-7 лет);
- воспитатели (Ивохина А.А., Гареликова Н.Н., Кузьменко М.А.)
- родители воспитанников

Цель проекта: формирование экологических представлений  детей об овощных культурах (огурцах) и зернобобовых культурах (горох) в процессе выращивания из семян.ачи проекта:
Образовательные:
- Расширять и систематизировать знания детей об овощных культура (огурцах), зернобобовых культурах (горох): строение, польза, уход за ними. -- Создавать условия для наблюдения за изменениями в развитии и росте растений. Углублять знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет, тепло, вода).

Развивающие:
- Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
- Формировать  представление о выращивании растений из семян.
-Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, посадить, углубление, условия). Разъяснять значимость труда.
- Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.

Воспитательные:
- Воспитывать интерес к  уходу за растениями ; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим  растениям.
- Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.
- Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за  участие в общем деле.

Актуальность  проекта:
Прочитав с ребятами рассказ Николая Носова «Огурцы». При обсуждении рассказа дети заинтересовались, откуда же берутся овощи, как их сажают и выращивают. Так возникла актуальность нашего проекта.

Данная работа актуальна тем, что выращивание растений из семян и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение. Так возникла тема нашего исследования  «Где родился огурец,горох?»

Краткое описание проекта:

Проект рассчитан  для детей старшего дошкольного возраста, реализуется на протяжении месяца. В проекте используются все методы обучения: словесные, наглядные, практические. В проекте предоставлено перспективное планирование по теме, конспекты образовательной деятельности,  серии разработанных наблюдений, игровой, а также самостоятельной и творческой деятельности  детей.

Ожидаемые результаты:
1.  Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской   деятельности выращивание растений из семян.
2. Развитие познавательных и творческих способностей.
3. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
4. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.

Способы оценки:

Опыты, наблюдения, беседы.
Этапы  реализации  проекта

1-й этап: подготовительный
•    сбор информации, материалов  по теме;
•     организация  предметно-развивающей среды
•    разработка цикла наблюдений, занятий;
•    беседы;

2-й этап: реализационный:   
•    реализация мероприятий перспективного тематического планирования   (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).

3.    этап: итоговый:
•    выставка детских работ;
•    презентация проекта.
•    создание альбома

Перспективное планирование
1-й этап - подготовительный
мероприятия    Цели     Сроки     ответственные
Беседа с родителями «Огород на окне»    Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта    1-я неделя    Воспитатели,родители

Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования    Создать условия для реализации проекта «Огород на окне».

1-я неделя    Воспитатели,родители
Консультация для родителей «Исследовательская деятельность в детском саду»    Просвещать родителей по данной теме

1-я неделя    Воспитатели
2-й этап – основной
Рассматривание  книг, иллюстраций о растениях,беседы.    Вызвать интерес к растениям, желание Рассматривание книг, иллюстраций о растениях заботиться о них. Беседы о происхождении семян.    2-я неделя    Воспитатели,родители
Образовательная деятельность «Посев семян гороха и огурцов для выращивания рассады»    Вызвать у ребят желание самим вырастить растения из семян    2-я неделя    Воспитатели
Практическая деятельность: посадка гороха, огурцов    Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры    2-я неделя    Воспитатели
Труд в уголке природы    Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий  (воды, света, тепла)    2-я неделя    Воспитатели
Образовательная деятельность «Овощной суп» (рисование)    познакомить со значением овощей  в жизни человека.

2-я неделя    Воспитатели
Дидактическая игра «Узнай на вкус»    Упражнять детей  в различении свежих, соленых, сырых и вареных овощей

2-я неделя    Воспитатели
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»    Развивать понимание простых причинно-следственных отношений.

3-я неделя    Воспитатели
Образовательная деятельность (лепка)
«Овощи в корзинке»     Продолжать лепить с натуры знакомые предметы (овощи), передавая их характер и особенности).

3-я неделя    Воспитатели
Опыт – наблюдение за ростом гороха, огурцов.    Упражнять в умении замечать изменения, которые происходят у прорастающей рассады гороха и огурцов.    3-я неделя    Воспитатели
Наблюдение за формированием цветка и плода    Способствовать умению детей замечать изменения в росте и развитии растений.

3-я неделя    Воспитатели
Итоговая беседа
            
Высадка в открытый грунт
(Огород на окне переносится в огород детского сада)
    Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада и необходимых условиях для дальнейшего роста огурца, гороха.

3-я неделя    Воспитатели
3-й этап – заключительный
Обработка и оформление материалов проекта, фотографий    Создание презентации опыта работы

4-я неделя    Воспитатели
Подбор стихотворений, поговорок, загадок об огурце, горохе.    Создание альбома «Стихи, загадки, поговорки об огурце», представление  полученных знаний

4-я неделя    Воспитатели
Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации

4-я неделя    Воспитатели
Анализ результативности

4-я неделя    Воспитатели
Работа с родителями:
1. Беседа с родителями «Огород на окне».
2. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.
3. Подбор стихов, загадок, пословиц, потешек про огурец, горох для оформления альбома.
4. Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду».

Художественно- продуктивная
Рисование на тему: «Овощной суп».
Лепка на тему: «Овощи в корзинке»

Игровая деятельность
Подвижные игры «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород»
Дидактические игры "Овощи и фрукты, «Проложи дорожку», «Четвёртый лишний»,Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус».
Беседы с детьми:
«Для чего растению семена?»,«Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», «Как я помогаю на огороде», «Овощи»
Чтение сказок и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок, песен о горохе и огурцах(чтение художественной литературы).Песня «Витамины» Филиппенко.

Вывод:
В ходе работы по проекту у детей формировалось экологическое представление об овощных культурах (огурцах) и зернобобовых культурах (горох).
Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдали за тем, какие из них растут быстрее, сравнивали форму и цвет листьев, определяли условия, необходимые для роста и развития растений.

В процессе детского исследования ребенок получил конкретные познавательные навыки: учился наблюдать, рассуждать, планировать работу, учился прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивал познавательные способности.

Важно знать и правильно подобрать семена для посева в комнатных условиях. Применять натуральное  удобрение.  Выбирать правильное  время посева семян и хорошо за ними ухаживать.  Проводить исследования нам понравилось, поэтому в следующем году мы хотим вырастить другие овощные культуры в комнатных условиях.

Итог проекта: В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.

Предполагаемый результат:
Участвовать в проведении опытов, экспериментов.
Знать и называть части гороха, огурца;
Определять на ощупь, по вкусу и узнавать по описанию;
Составлять описательные рассказы о горохе.огурцах используя опорную схему;
Знать, как растут горох, огурцы, где, как за ними ухаживать.
О полезных свойствах, время сбора урожая и как заготавливают на зиму.
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
Дети увидели многообразие посевного материала.
Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

В группе был создан огород на окне.
Дети стали более уважительно относиться к труду.
Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Материалы и средства: Художественная литература о овощах: потешки о горохе. огурцах; стихи о горохе Кирилл Авдеенко, Р. Бикметова,  О. Шалимова, Н. Горюнова, Л. Буртан, Е. Евсеева) , о огурцах (М. Борина , Н. Лебедева ,С. Бахрушина ). Стихи про семена ( С.Ранджелович),загадки, пословицы, рассказ Н.Носова" Огурцы", сказка Альберта Иванова «Раз — горох, два — горох», К. Чуковского «Огород». Беседа по картине "Сельскохозяйственные работы в полях" и т.д., иллюстрации с изображением гороха и огурца, конспекты ОД, консультация для родителей, бумага, кисти, краски, салфетки, пластилин, доски, стеки, натуральные овощи и их муляжи.

Список используемой литературы:
1.Зенина Т.Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009
2.Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников  с природными объектами». Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008
 3.Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001
4.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие.-М.: Издательский центр «Академия», 2001
5.Николаева С.Н. Система работы с детьми в подготовительной группе детского сада.  –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010
6.Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду .- Волгоград: Учитель,2011
7. Ресурсы Интернета