Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мы в социальных сетях

Система игр, направленных на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников

Система игр, направленных на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников

Опубликовано 30.08.2017

1. «Царевна Несмеяна»
Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми.
Содержание: воспитатель рассказывает сказку про царевнуНесмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет, а остальные будут по очереди подходить к ней и стараться ее рассмешить.

Царевна же изо всех сил старается не засмеяться. Выигрывает тот, кто сумеет все-таки вызвать ее улыбку или смех. В качестве царевны Несмеяны выбирается необщительный (лучше девочка) ребенок, а остальные всеми силами стараются ее развеселить.

2. Конкурс хвастунов.
Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми.
Содержание: дети садятся в круг, а воспитатель объявляет: «Сегодня мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается, но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Подумайте, какой он, что в нем хорошего. Выиграет тот, кто лучше похвалится, кто найдет в своем соседе больше достоинств».

3. «На приеме у доктора Пилюлькина»
Цели: Развитие умения проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание. Учить помогать и поддерживать товарищей, выполнять различные роли
Жители Цветочного города, приходят на прием к доктору Пилюлькину с царапинами, ушибами, ожогами, ранами, обморожениями. «Доктор», внимательно выслушав больного, дает рекомендации. Ему помогает «медицинская сестра».

4. «Чудесный терем дружбы».
Материал: дом из фанеры.
Цели: учить детей видеть в товарищах положительные черты характера, замечать достоинства друг друга; учить выражать свое отношение к личностным качествам товарищей.
Содержание: воспитатель обращает внимание детей на домик. Домик этот очень нарядный, солнечный. Воспитатель: «Этот домик не простой, в нем живет много загадок. Если мы с вами сумеем отгадать все загадки, то дом превратится в чудесный терем дружбы. Хотите попробовать?
Затем воспитатель называет отдельные яркие, положительные черты характера, личностные качества, которые свойственны определенному ребенку. Дети отгадывают о ком идет речь, если замечали это качество у своих товарищей. После отгадки в окне домика появляется фотография ребенка, о котором уже отгадана загадка.

5.«Мы - разные»
Материал: картины птиц, зверей.
Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные особенности других детей.
Содержание: дети вместе с педагогом встают в круг. По желанию вызывается один из детей. Педагог, выступающий в роли ведущего, задает вопросы:
- Кто из нас самый высокий?
- У кого на голове есть бант?
- У кого на одежде есть пуговицы?
Педагог, подводя итоги, говорит детям о том, что они смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других. Он говорит, что все люди и животные отличаются друг от друга разными признаками. Педагог показывает детям картинки птиц, рыб и зверей, предлагает сказать, чем они отличаются.

6. «Радио»
Цель: воспитать у детей умение быть внимательными, запоминать наиболее существенные признаки.
Содержание: Педагог, обращаясь к детям, говорит:
- Сегодня мы будем играть в новую игру, она называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы. Он будет кого-нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаем, кто же потерялся. Педагог начинает игру. Нового диктора выбирают при помощи считалки.

7. «Близнецы»
Материал: инструменты для рисования.
Цель: развивать умение ориентироваться в собственных вкусах и желаниях, устанавливать сходство с различными партнерами по тому или иному признаку.
Содержание: педагог предлагает нарисовать на маленьком листе бумаги то, что дети любят (из еды, из занятий, из игрушек) По сигналу воспитателя дети бегают по группе, по сигналу: «Найди друга» - ищут пару - того, с кем совпадают вкусы, интересы. Игра заканчивается тем, что пара (или группа) детей с помощью жестов показывает, что их объединяет.
Постепенно вводятся более сложные задания: о чем любим поговорить, посмеяться, что любим читать, какой у меня характер.

8. «Изобрази сказку»
Цель: научить детей передавать средствами жестикуляции и мимики, наиболее характерные черты персонажа сказки.
Содержание: играют две команды (или 2 ребенка). Одна команда задумывает какую-либо известную сказку или мультфильм и пытается изобразить ее без слов. А другая группа должна догадаться, какая это сказка и кто кого изображает.

9. «Через стекло»
Цель: научить детей пользоваться средствам жестикуляции и мимики.
Содержание: детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора ребенку можно предложить, например: «ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно».

10. «Робот»
Цель: развивать умение подбирать соответствующие вербальные средства (этические формы) к различным ситуациям общения.
Содержание: вызывается ребенок - «робот». Дети по очереди дают ему задания. «Робот» выполняет инструкцию. Предлагаются различные ситуации: обещание, совет, извинение, предложение, согласие, просьба, благодарность, уступки.

11. «Магазин игрушек»
Цель: развивать умение говорить о своих намерениях.
Задача: учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию, закреплять навыки общения в общественных местах.
Содержание: дети садятся полукругом перед столом и полочкой с игрушками. Педагог, обращаясь к ним, говорит:
-У нас открылся магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Чтобы их приобрести, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам. Первым покупает игрушку педагог, показывая, как надо выполнять правила игры.

12. Игра-соревнование «Самый лучший»
Цель: формировать умение действовать в соответствии с заданной целью, подбирать вербальные и невербальные средства для усиления коммуникативного воздействия, оценивать коммуникативные умения сверстника.
Содержание: детям предлагается соревнование на «лучшего клоуна», «лучшего друга», "защитника животных». Звание присваивается по результатам разыгрывания ситуаций: рассмеши царевну Несмеяну; попроси игрушку у ребят; уговори маму пойти в цирк; помирись с товарищем; попроси ребят принять тебя в игру.

13.«Секрет».

Цель: умение находить общий язык со сверстниками, развивать добрые, тёплые отношения между детьми.

В ходе игры ведущий всем участникам раздаёт «по секрету» из красивого сундучка «пуговицу, брошку, бусинку и т. п. » кладёт в ладошку и зажимает кулачок. Дети ходят по группе, ищут способы уговорить каждого показать свой секрет.

14. «Поварята»

Цель: Формировать чувство сплочённости, умение чувствовать других, сопереживать.
Для организации игры нужна длинная верёвка или обруч.
Воспитатель обращается к детям: Ребята, мы сейчас с вами будем варить компот! (на полу выложен из верёвки круг) Вот это наша большая кастрюля. Сейчас сварим компот, но компот этот будет необычный. Каждый из вас придумает, чем он будет (слива, абрикос, изюм, груша, персик, черешня, вишня и т. д.) . А я буду шеф – повар. Я буду говорить по очереди, что хочу положить в кастрюлю. Кто узнаёт себя, тот прыгает в круг! Играем! (игра продолжается пока все компоненты не окажутся в «кастрюле») Вот какой получился компот!
Аналогично можно играть «Сварим вкусный суп».

15. «Весёлый паровозик»
Цели: Развитие сплочённости группы детей, умения сообща преодолевать препятствия. Активизация словарного запаса (называние определений) .

Ход: Ведущий является «паровозиком», который должен составить поезд из детей. Ребятам отводится роль «вагончиков». «Паровозик» поочередно подъезжает к каждому из «вагончиков» и знакомится с ним. При назывании имени можно попросить ребят придумать для себя одно хорошее слово, например:
— Я веселый паровозик Варя, а ты кто? (и т.д.)

Дети едут за следующим «вагончиком», и так до тех пор, пока не соберется целый веселый поезд. Затем дети встают друг за другом и держат стоящего впереди за пояс. В таком положении они преодолевают различные препятствия:
Подняться и сойти со стула («Нужно переехать через горы») .
Проползти под столом («Въехали в тоннель») .
Пробраться через «дремучий лес».

Тихо-тихо проехать по «заколдованному лесу», чтобы «не попасть в лапы диких животных».
На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера. Поезд, который прибудет к финишу в полном составе, награждается («Паровозик и вагончики были очень внимательными, заботились друг о друге и поэтому никого не потеряли в пути»)