Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мы в социальных сетях

Пришла весна, прилетели птицы

Опубликовано 20.03.2017

Конспект образовательной деятельности по экологии для детей старшего дошкольного возраста. 2017г.

Цель: уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания признаков весны.
Закрепить знания о жизни перелетных птиц.
Формировать экологические представления детей об окружающем мире.
Совершенствовать грамматический строй речи.

Воспитательные:  воспитывать интерес.
Желание больше узнать о птицах.
Воспитывать доброе, заботливое отношение к ним.
Воспитывать бережное отношение, любовь ко всему живому.

Развивающие:  развитие речевой активности.
Развитие речевого слуха.
Совершенствование диалогической форму речи.
Развитие зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления, творческого воображения.

Предварительная работа:беседы с детьми,наблюдения,чтение художественной литературы,экскурсия по экологической тропе.
Методы и приемы:игровой, наглядный,практическая деятельность детей,словесная игра,использование художественной литературы.
Демонстрационный материал:
ИКТ,презентация”Перелетные птицы”,Чудо-дерево, изображения птиц; аудиозапись «Голоса птиц»; скворечник; картинки с гнездами ласточки, грача, кукушки, соловья ; конверты с заданиями; макет фотоаппарата; раскраски «Гнезда и скворечники».

Ход ОД:
(Дети входят в группу и становятся вокруг воспитателя).
В.: Ребята, я пришла к вам в гости и приготовила много интересного. Послушайте загадку:
Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там,
 Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечникам летят.
 Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал  постели.
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает?…. (весна)
В.: Да, ребята, к нам пришла весна. А какая она?
Д.:Ответы детей.
В.: А какие чудеса происходят весной?
Д.:Ответы детей.
В.: Все верно. Но самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают птицы и приносят её на своих крыльях. А вы знаете птиц? А вот сейчас я и проверю, какие вы внимательные. Я буду называть вам птиц, но если я ошибусь,- хлопайте в ладоши и топайте ногами.

«Прилетели птицы - голуби, синицы,  мухи и стрижи.
Прилетели птицы - голуби, вороны, галки, макароны!
Прилетели птицы - голуби, куницы, вороны и страницы.
Прилетели птицы-голуби, синицы, лисы, лебеди, скворцы.
Все вы просто молодцы!»
(Дети садятся на стульчики).

(Обращаю внимание на предмет, накрытый покрывалом).
В.: Ребята, а как вы думаете, что это такое? Да это же чудо – дерево! Посмотрите, какие на нем птицы! Вы узнали их?
Д.:Ответы детей.
В.:А как можно назвать этих птиц одним словом?
Д.:Ответы детей.
В.: А почему их называют перелетными?
Д.:Ответы детей.
В.: Да, так. А почему птицы улетают в теплые края?
Д.: Ответы детей.
В.: Правильно. А с наступлением весны птицы возвращаются и радуют нас своим пением. Для птиц весенние песни – это очень серьезное и важное дело. (Прослушивание аудиозаписи «Пение птиц»).
В.: Какое настроение вызвало у вас пение птиц?
Д.: Ответы детей.
В.:А теперь предлагаю вам  пофантазировать. Если бы птицы умели петь как люди, словами, о чем бы рассказали они нам в своих весенних песнях?
Д.:Ответы детей.
В.: Предлагаю вам послушать стихотворение:
Мы слышали, как в вышине
Поют свои нам песни птицы.
Поют о солнце и весне,
И о родимой стороне,
И нет их песенок чудесней!
В.: Ребята,а как вы думаете какая первая забота у птиц весной?
Д.: Ответы детей.
В.: А из чего птицы строят гнезда?
Д.:Ответы детей.
В.: А где птицы устраивают гнезда?
Д.: Ответы детей.
В.: А теперь давайте посмотрим на экран.

(Дети подходят к экрану и рассматривают изображения с гнездами кукушки, соловья, грача, ласточки).
В.: Ребята, а чем люди могут помочь птицам?
Д.:Ответы детей

(Рассматривание скворечника, после чего дети присаживаются на места).
В:Какая же следующая забота у птиц?
Д.: Ответы детей.
В.: А кто заботится, высиживает, согревает, бережет яйца?
Д.:Ответы детей.
В.: А кто кормит маму, пока она высиживает яйца?
Д.:Ответы детей.
В.: А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть. Поэтому, в лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А еще, заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца и птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить, и тогда птенцы погибнут. Вы запомнили?
В.:Ребята,предлагаю вам собрать  разрезные картинки”Правила поведения в лесу.”
Я, ребята, птиц люблю.
Никогда их не ловлю –
Ни ловушками, ни в сетки,
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону
Ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, ни воробья
Не обижу в жизни я!

Вы со мной согласны? (Ответы детей).
В.: А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть.
(Физкультминутка)
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг.
(Дети машут руками, словно крыльями.)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать.
(Дети машут руками интенсивнее.)

В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
(Потягивания — руки вверх.)
А внизу леса, поля —
Расстилается земля.
(Низкий наклон вперёд, руки
разводятся в стороны.)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть.
(Дети садятся в глубокий присед
и сидят несколько секунд.)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много.
(Дети встают и машут «крыльями».)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся)

В.: Ребята, смотрите, на чудо - дереве появились конвертики. Интересно, что же там может быть?  (Первый конверт снимаю сама, а остальные – дети).
В.: Оказывается, птицы предлагают нам интересные задания. Выполним их?
(Ответы детей).
В.: (читаю). Один наш знакомый фотографировал в лесу наших друзей-птиц. Но вот беда, пленка застряла в фотоаппарате и фотографию можно достать только тогда, когда назовешь правильно птицу. Поможем птичкам? Тогда слушайте загадки.
(Дети отгадывают загадку, изображение птицы появляется из фотоаппарата и «улетает» на чудо – дерево).

Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)

Два огромных страшных глаза
Кругом вертит голова,
Ты её узнаешь сразу,
Коль заухает ...(Сова)

В.: Ну, вот, теперь нашим птицам будет нескучно в лесу .
В.: Игра «У кого кто?»
(Проводится игра на интерактивной доске).
В.: Справились и с этим заданием! Предлагаю вам снять следующий конверт.
Викторина по сказкам.
У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси-лебеди).

Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка).
Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица).
Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца? (Курочка Ряба).
Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся).
В.: Теперь птицы уверены, что вы о них знаете очень много!

Ну вот, ребята, птиц на дереве теперь много, а жить им пока негде. Как вы думаете,как мы можем еще им помочь?  У меня есть гнезда и скворечники, но, боюсь, птицы их не заметят. Я предлагаю вам раскрасить домики и подарить их птицам.

(Дети раскрашивают гнезда, скворечники и «дарят» их птицам).

В.: - Ребята, мне понравилось, как вы работали: внимательно слушали, думали, отвечали на мои вопросы.
В.:А теперь, пусть птицы выбирают себе гнезда, а мы с вами не будем им мешать. (Ухожу с детьми).