Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Добро пожаловать !

Полезные ссылки

Игры на развитие внимания у дошкольников

Опубликовано 19.05.2016

Одним из важнейших качеств человека, в том числе и маленького, является наличие у него внимания. Эту способность надо начинать развивать у малышей ещё в нежном возрасте. Тому, какие особенности имеет развитие внимания у детей (в частности, в младшем школьном возрасте), какие упражнения для школьников младших классов можно использовать, посвящена наша статья.

Внимание – это своеобразный фильтр, помогающий человеческому мозгу избегать перегрузок. Ведь каждую секунду в него поступает из внешнего мира огромное количество сигналов. Его основной характеристикой является умение отбрасывать лишнюю информацию и сосредотачиваться на отборе важной и нужной.

Традиционной проблемой, с которой приходится сталкиваться учителям начальной школы, – это слабый уровень развития внимания у их юных учеников. Это объясняется как объективными (неустойчивость и недостаточная зрелость в силу возрастных особенностей), так и субъективными (индивидуальные особенности ребёнка) причинами. Внимательность не появляется сама собой, её надо культивировать с помощью развивающих занятий, предназначенных для младших школьников.

Для того чтобы у младших школьников минимизировать проблемы, возникающие из-за отсутствия у них умения сосредоточиться на каком-либо занятии, развитием у детей внимания следует заниматься ещё в старшем дошкольном возрасте. Оно, это развитие, должно основываться на следующих базовых принципах:
•    постановка задачи и постепенное её усложнение;
•    удержание в памяти чёткой инструкции;
•    формирование самоконтроля.

Маленькому человечку трудно сразу выполнить полученное непростое задание, поэтому его следует разбить на несколько этапов. К каждому из них необходимо дать словесную инструкцию. Постепенно задания усложняются, количество этапов их выполнения сокращается. Для того чтобы выполнять задачу было легче, малыш должен проговорить несколько раз последовательность выполнения действий вслух.
Многократное повторение способствует удержанию в его памяти алгоритма действий. Если он что-то забыл, повторите задание и последовательность действий ещё раз. Выполняя его, ребёнок должен проговаривать вслух, что и для чего он будет делать дальше.

У детей хорошо развит дух соперничества, желание посоревноваться. Поэтому подбирая для дошкольников (как, впрочем, и для школьников младших классов) развивающие игры, обратите внимание на эту особенность психологии малышей. Не забудьте поощрить победителя.

Предлагаем небольшую подборку игр и упражнений для дошкольников, направленных на развитие внимания:
•    «Не собьюсь». Предлагается сосчитать до тридцати, произнося вместо числа с тройкой слово «Не собьюсь» (усложнённый вариант – добавить ещё и пропуск чисел, делящихся на три).
•    «Запрещённая буква». Ведущий задаёт простые вопросы, на которые следует дать быстрый ответ. Но при этом не употребить слово с оговоренной буквой (например, «о»).
•    «Что изменилось?» На столе раскладывается порядка десяти небольших предметов в определённом порядке. После того, как участник игры посмотрел на них 15-20 секунд, он должен отвернуться. Ведущий меняет местами несколько предметов и предлагает играющему расположить предметы в первоначальном порядке.
•    «Всё помню». В этой игре должно быть минимум два участника. Смысл её заключается в следующем. Выбирается тема (например, города). Первый участник произносит название любого города (Курск). Второй участник должен назвать это слово и добавить своё (Курск, Воронеж). Третий – Курск, Воронеж, Орёл. Тот, кто ошибся, выбывает, игру продолжают оставшиеся участники до победителя.
•    «Найди отличия». Положить перед малышом две на первый взгляд одинаковые картинки. Но при более пристальном их рассмотрении можно обнаружить незначительные отличия. Предложить малышу найти их.