Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мы в социальных сетях

Создание экологической среды в группе

Опубликовано 14.02.2018

Мастер – класс. Цель:  Создать условия, формирующие  бережное отношение к природе и её  богатствам. Задачи:  
. Совершенствовать предметно- развевающую  среду экспериментально- исследовательского направления;
. Обогащать речь детей через систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром;

. Воспитывать совместно с родителями у детей эмоционально-положительное, бережное и сочувственное отношение к объектам окружающей природы.

Актуальность:

В настоящее время все ученые мира настойчиво предупреждают нас об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность планеты, полностью исчезают некоторые виды животных, птиц; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, озера, моря; в окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы.

В следствие, производятся некачественные продукты питания. Детские игрушки изготавливаются с нарушением норм экологии. А это всё влияет на наше здоровье, здоровье наших детей.

Поэтому, одна из основных задач детского сада – вырастить и воспитать защитника природы. А для этого мы должны обогатить детей знаниями, научить их быть милосердными, любить и беречь свою землю, природу, правильно распоряжаться ее богатствами.

Введение

Удивительный мир природы, он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметно-пространственной среды.  Главными задачами при этом являются: - создание условий для формирования у ребёнка экологической культуры; - экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребёнка; - создание условий для ознакомления и общения ребёнка с природой ближайшего окружения.

Экологически развивающая среда в детском саду способствует:
- познавательному развитию ребёнка;
- эколого-эстетическому развитию ребёнка;
- оздоровлению ребёнка;
- формированию нравственных качеств;
- формированию экологически грамотного поведения;
- экологизации различных видов деятельности.

Предметная среда окружает ребёнка и оказывает на него определённое влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей в полном смысле этого слова, то есть обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал, который даётся детям в свободное пользование, стал для них стимулом и источником исследовательской и поисковой деятельности, у них должен быть сформирован для этого определённый, пусть даже минимальный, запас знаний и способов действий.

Обогащённая развивающая среда — важное условие экологического образования дошкольника
В современном дошкольном образовательном учреждении познавательное развитие личности ребенка, формирование у него самостоятельности, любознательности, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям.

Одним из важных условий экологического образования и воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.
Главной особенностью такой среды является привнесение в нее объектов живой природы. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная с экологической точки зрения, организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. Именно такая среда создает условия создания образа «Я» ребенка, для формирования у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализации новых представлений об универсальности и самооценности природы.

Можно выделить два направления для реализации системы экологического образования:
а)  создание новых элементов среды
б) экологизация существующих.

Экологические центры развития, лаборатории для проведения исследовательской и опытнической деятельности,  сады, экспериментальные и живые уголки в группах, экологические тропинки и маршруты, тропы природы.
в) создание дидактических пособий своими руками.

Уважаемы коллеги, предлагаю вашему вниманию хочу представить новый комплекс дидактических игр –ЛЕПБУК. Что такое лэпбук и как его использовать? Итак, пришёл лэпбукинг к нам из Америки. В дословном переводе с английского языка это значит «наколенная книга». По - другому, лэпбук называют «тематическая папка», «книжка раскладушка», но суть от этого не меняется. Лэпбук - интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, в которую собраны материалы на одну тему.

Лэпбук делают сами педагоги или родители, и выглядит он уже как дидактическое пособие для детей ,полифункционален: способствует развитию творчества, воображения. И это тоже замечательно, но в таком случае надо придерживаться некоторых правил, так как лэпбук должен отвечать требованиям ФГОС ДО к предметно- развивающей среде. Например, для себя я выработала такие:

1. Информативен. Информация, содержащаяся в лэпбуке, должна быть понятна ребёнка.
2. Прочен. Учитывая, что с ним будут заниматься дети, то он должен быть достаточно крепким.
3. Эстетичность. Лэпбук должен быть оформлен аккуратно, красиво, чтобы у ребёнка появилось желание взять его в руки. Таким образом, лэпбук будет являться средством художественно-эстетического развития ребёнка.
4. Вариативен. Желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части.
5. Доступен. Его структура и содержание доступно для детей дошкольного возраста. Взяв, лэпбук в руки, ребёнок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться. Минимум подписей. Никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации.
6. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра) В чем же преимущество обучения с лэпбуком?

Во-первых, привьете своим детям любовь к обучению;

во-вторых, разнообразите даже самую скучную тему и расширите кругозор, а также обогатите активный словарь и уточните имеющийся предметный словарь;

в-третьих, вы вместе с ребёнком научитесь структурировать сложную информацию;
в-четвертых, разовьете свою креативность и творческое мышление;
в-пятых, научите своих детей простому способу запоминания.

А я представляю свой лэпбук, как дидактическое пособие для детей среднего, старшего дошкольного возраста.

Вначале работы определяем тематику папки. Я предлагаю сделать лэпбук по теме «Времена года», «Дикие и домашние животные», « Морские обитатели».

1 Этап-подготовительный
Ищем материал по теме, здесь подойдут книги, журналы, раскраски и т. д.
Приступаем к работе.
Для изготовления лэпбука нам потребуется,-папка на кольцах большая, цветной картон, бархатная бумага, ножницы, клей-карандаш, клей «Дракон», ленточки , цветные шнурки, цветной фетр, мелкий песок, камешки, ракушки, разные бусины, паедки,  ватные диски, пластиковые папки на кнопках, декоративные глазки, сухоцветы, шитье, пластиковые снежинки, кора деревьев, веточки, цветной скотч, липучая лента, кнопки.

11. Этап – основной
С начало каждый  лист картона по теме мы обклеиваем  тканью,
1-страница , из фетра вырезаем контур дерева (ствол и ветви), между ветвями располагаем липучку на которой будут прикрепляться детали (листочки ,фрукты, снег), вырезает облака  из фетра , на одно прикрепляем кружево –получается карманчик для снежинки. В небе располагаем солнце с лучами (желтыми) и облако с лучами (синими).
Снизу расположим сугроб,  из ватных дисков и шитья, что с имитирует сугроб, где будет прятаться зайчик, снежный сугроб из темного фетра украшенный мелкими бусинками.

Пока наша заготовка сохнет, мы приступим к изготовлению кармашков.
Кармашки могут быть любой формы и размера. Осталось придумать задания, разложить все по кармашкам. А это уже зависит от вашей фантазии и возраста детей, для которых вы мастерите лэпбук.
Соединяем листы между собой  шнурком (шнуруем как ботинок)
Комментарии мастера:
Данное пособие  хороший способ для ребенка, играя закрепить пройденный материал. Лэпбук это интересно, доступно и не всегда  затратно в сравнении с нашими дорогими развивающими игрушками

Заключение
Помимо образовательных целей, лэпбуки можно использовать и для других интересных задач. Например, сделать его своими руками на день рождения папе, маме, бабушке, друзьям, рассказать любимым людям, какие они замечательные и ценные для вас. Это будет гораздо интереснее и трогательнее, чем просто открытка.

Подготовку к празднику, допустим, к Масленице, можно тоже начать с лэпбука. Это даст возможность насладиться ожиданием, планированием, воплощением задуманного сюрприза в жизнь, поможет ничего не упустить в суете.

Рефлексия.
1. Высказывание собственного мнения об участии.
2. Психологическая пауза «Круг настроения»

В результате использования данного пособия в своей работе дети стали более четко, правильно
Делая вывод,  можно отметить, что правильно организованное экологическое воспитание в детском саду развивает у детей устойчивый интерес к проблемам экологии, помогает освоить эталоны экологической культуры, что, в конечном итоге, формирует экологическое сознание, в основу которого положен принцип единства человека и природы. Создание и поддержание экологической среды в ДОУ, а также соблюдение принципа экологического подхода к содержанию живых объектов являются важным условием формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.

Рефлексия:
•    если информация, полученная на мастер-классе оказалась для вас интересной и полезной, то украсьте изображение цветка веселыми самайликами;
•    если вы уже были знакомы с лэпбуками, но не применяли их, а теперь у вас возникло желание начать использовать их в своей работе  – то прикрепите изображения бабочки
•    если же вы не получили для себя никакой полезной информации - прикрепите маленький смайлик

Я рада, что предложенная тема, оказалась для вас интересной и многие будут использовать лэпбуки  в своей работе.
Успехов  вам. И спасибо за внимание.