Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мы в социальных сетях

Создание полифункционального оборудования

Опубликовано 26.09.2017

Мастер – класс по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста. Цель: Обогащение практическим опытом педагогов по вопросам изготовления пособий своими руками». Задачи:
- познакомить  участников мастер – класса с созданием полифункционального пособия,  для -развития мелкой моторики рук; обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой;

- развития внимания, наблюдательности, логического мышления, - познакомить с процессом изготовления пособий.
- дать знания о разнообразных методах использования пособий с учетом ФГОС.
- расширить знания о разнообразии игр с этими пособиями, о значении и способах манипуляций с ними.
- развития творческих способностей, воображения, фантазии, эстетического вкуса;
- научить практическому использованию бросового материала, способствовать развитию творческой активности воспитателей.

Описание: данный мастер-класс предназначен для педагогов дошкольного образования, любящих родителей .
Назначение:  развитие мелкой моторики рук, памяти, внимания, мышления и т.д.
Актуальность:

В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием: «все из рук валится», «руки опускаются», «руки не доходят», «из рук вон (плохо)», «легкая рука» и т.д. Однако большинство из нас, употребляя в быту подобные поговорки, редко задумывается над тем, насколько глубокий смысл в них заложен.

Всю глубину народной мудрости осознаешь тогда, когда увидишь, что степень развития движений пальцев рук совпадает со степенью развития речи у ребенка.

Следствием развития цивилизации является общее моторное отставание у детей. Уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики. Ведь куда проще и быстрее использовать бытовые машины, чтобы постирать, связать, взбить, почистить… Любой городской дошкольник знает, как пользоваться пылесосом или компьютером, но каждый из них удивится, если узнает, что гречку, рис и пшено, например, нужно перебирать. Зачем? Если в магазине можно купить не только отборную, но и расфасованную на порции крупу.

В результате получается, что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребенка возможности больше работать руками. Редко кто из взрослых задумывается, но даже если и задумывается, все равно чаще уступает сиюминутной целесообразности. Поэтому из-за экономии времени и простоты использования из жизни ребенка максимально исключаются мелкие движения пальцами.

Введение:
“Истоки способностей и дарований детей
Находятся на кончиках пальцев.”
В. А. Сухомлинский.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справится с ожидающими им сложными задачами, нужно позаботится о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли. «Ребёнок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируется под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребёнка. Функция руки и речь развиваются параллельно.

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою,повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения должна быть:
- содержательно-насыщенной,
- полифункциональной,
- трансформируемой,
- вариативной,
- доступной и безопасной.

Рассмотрим понятие полифункциональности. В условиях детского сада это, прежде всего, игрушки и пособия.

Полифункциональность - от греч. polu - много и лат. funсtio - исполнение, осуществление, деятельность.

Ребёнку просто необходимо всё трогать. Именно через тактильное восприятие происходит его развитие.
По ФГОС ДО полифункциональность материалов предполагает:
1.    возможность разнообразного  использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм);
2.    наличие в группе полифункционалдьных (не обладающих жестко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской деятельности, в том числе в качестве предметов-заместителей.

Ход мастер – класса.

Уважаемы коллеги  всем известно, что дети,  возрасте от 3-4х лет, испытывают значительные трудности не только в усвоении родной речи, но и в выполнении тонких движений пальцами рук. Вместе с тем ни для кого не секрет, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности  мелкой моторики. Поэтому передо мной встала необходимость в создании пособия, которое стало бы помощником в решении обозначенных проблем - развитие речи дошкольников через совершенствование тонкой моторики пальцев рук. Так появилось полифункциональное дидактическое пособие «Лужайка».хочу привести несколько очень простых на мой взгляд, примеров, которые соответствуют понятию – полифункциональности: например «Развивающее дидактическое пособие «Лужайка».

1 Этап- подготовительный

Уважаемые коллеги для изготовления данного пособия потребуется:  коврик тканевый , фетр разных цветов; липучка, пуговицы, к, ленты,  цветные шнурки, молния; нитки для шитья, прозрачный мешочек,  деревянные цветные бусины, дидактический материал- «Шнуровка», геометрические фигуры, резинки для волос.

Дидактическое пособие  разделено на 7 игровых полей, в которых могут быть задействовано от 4 до  7 ребят. Каждое поле несет определенную задачу.

11. Этап – основной
Разложить материал то отделам и прикрепить с помощью липкой ленты и ниток.
 На игровом поле
«Аквариум» расположена рыбка с пуговицами  разных размеров и цветов , с помощью которой ставится задача научить ребенка застёгивать пуговицы, с помощью резинок для волос
На  2-х игровых  полях  «Цветочная поляна» расположены:

Цветок, с на который,  дети рассаживают бабочек разных цветов,  /запоминая  ЦВЕТ, счет от 1-5/
  Зеркальная  бабочка, которую дети украшают лентами разных размеров / завязывая банты,  заплетая в косу ленту/;  голубые  облака в количестве 3-х шт. / счет от 1-3/;

Солнце. Его  лучами  служат  геометрические фигуры разного цвета /формы, цвет, счет 1-5/
  «Осенний лес» /использовать по временам года/  Из ферта вырезать плоскостные фигурки ствол, крона,  травка,  пень, листочки, фрукты, грибы, животные   вырезать из фетра и с помощью   ленты –липучки прикрепить  /.Составление из деталей картинны, что  способствует развитию творчества, воображения,  мышления /

«Ёлочка-красавица» вырезать из фетра и с помощью   ленты –липучки прикрепить ,  украшена бусами разных цветов и  форм. /шнуровка/
«Ботинок -Карлсана» - шнуровка,
«Дорожка для паровоза» -  молния для одежды.

Комментарии мастера                  

Варианты заданий могут быть разными, в зависимости от целей и задач занятия и от фантазии педагога. Вот некоторые из них:
1. Научить различать и называть цвета: составление  картинки  определенного цвета.
2. Научить различать фигуры и предметы по ширине, длине.
3. Развивать память, внимание, мышление: составление  предметов по схеме, например через игру «Посмотри, запомни, повтори».
4. Формировать элементарные математические представления:
5. Развивать фонематический слух: учить выделять первый звук в слове; соотносить первые звуки в различных рядах слов с первыми звуками названий цветов; выделение заданного звука из слова .

Рефлексия:
•    если информация, полученная на мастер-классе оказалась для вас интересной и полезной, то украсьте изображение ёлочки;
•    если вы уже были знакомы с нестардартным оборудованием, но не применяли их, а теперь у вас возникло желание начать использовать его в своей работе  – то посадите на ёлочку синичек;
•    если же вы не получили для себя никакой полезной информации - прикрепите снежок.
Я рада, что предложенная тема, оказалась для вас интересной и многие будут использовать   в своей работе нестандартное оборудование.

Успехов  вам. И спасибо за внимание.

Список литературы:
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. -Автор – сост О. А. Зажигина-СПб:000 «Издательство «Детство – Пресс», 2014, интернет ресурс.