Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мы в социальных сетях

Кризисы дошкольного возраста

Опубликовано 17.08.2017

Родители, воспитывая детей, часто слышат слово кризис. Что же оно означает в связи с развитием ребенка?
Кризис развития – естественный процесс, необходимый для дальнейшего развития ребенка, переход на новую ступень его самостоятельности.

Кризис 1 года (приблизительно от 9 месяцев до 1,5 лет).
У ребенка появляется много разнообразных потребностей и увеличиваются его возможности. Ребенок впервые осознает себя как отдельная личность. Он начинает самостоятельно передвигаться.

Проявления:
•    всплеск самостоятельности (ребенок осваивает множество движений и дей-ствий, а, следовательно, у него появляется много целей)
•    появление аффективных реакций (плач, крик, топание ногами, драки, кусание, отрицание). Подобные вспышки – реакция на непонимание со стороны взрослых.
•    усиление привязанности к матери (наличие противоречивых стремлений – с одной стороны – стремление к самостоятельности, а с другой – необходимость в помощи в действиях со стороны матери или других близких взрослых)
Что еще происходит с ребенком? Появляется своеобразная детская речь, которая отличается от взрослой. Слова становятся ситуативными (зависят от кон-кретной ситуации).
В этот период мотивы поведения ребенка не осознаются им, и в своих действи-ях и поступках он опирается лишь на сиюминутные чувства и желания.
Что могут сделать родители?
•    давать ребенку возможность исследовать пространство, не забывая при этом обезопасить его, сопровождать свои действия объяснением (это не только дает ребенку информацию, но и способствует дальнейшему развитию его речи)
•    создавая запреты, не делайте их слишком много
•    старайтесь соблюдать спокойствие и терпение (ведь именно вы - взрослый человек) - ребенку необходима ваша любовь, ласка и внимание.

Кризис 3 лет (приблизительно от 2,5 до 3,5 лет)
Ребенок, отделяясь от взрослого, делает попытку установить с ним новые отно-шения. Начинают выстраиваться отношения с другими детьми. Происходит становление самосознания ребенка, появляется собственное Я.
Проявления:
•    Негативизм – реакция отрицания на требование или просьбу взрослого, стремление сделать наоборот.
•    Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого желает, а для того, чтобы считались с его мнением.
•    Строптивость – общий протест против привычного образа жизни. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают.
•    Своеволие – ребенок принимает только то, что он придумал или решил сам. Возможны проявления деспотизма (если ребенок единственный в семье) или ревности (если в семье несколько детей). Ребенок чувствует и расценивает как важ-ные только собственные желания и потребности.
•    Протест-бунт – ребенок в состоянии постоянного конфликта с окружающими.
•    Обесценивание - ребенок может сломать любимую игрушку (обесценивание старых привязанностей к вещам), может начать ругаться (обесценивание старых правил поведения), у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.
Что могут сделать родители?
•    обращаясь к ребенку, формулируйте свои просьбы не в виде утверждения, а в виде вопроса (вместо «Убери игрушку» - «Ты уберешь игрушку сейчас или позже?»)
•    ведите себя с ребенком, как с равным (спрашивайте разрешение, беря его вещь)
•    попробуйте дать ребенку «обратную инструкцию» - как и во время кризиса 1 года, шлепки и крики – бесполезны. - будьте последовательны, если сказали «нет», следуйте принятому решению.
•    запретов должно быть мало, но они должны быть твердыми и обоснованными
•    проявляйте терпение, если ребенок сопротивляется вашему предложению, иногда нужно просто дать ему время, чтобы самому принять решение.
•    если у ребенка началась истерика, переждите ее, а потом объясните как
•     «правильно» себя вести и почему (будьте готовы к тому, что одного раза недостаточно).
Кризис 7 лет (6-7 лет)
В этот период происходит становление внутренней позиции школьника, происходит постепенный переход от игровой к учебной деятельности.
Особенности переживания ребенка в этот период
– переживания обретают смысл (ребенок осознает «я боюсь», «я сердит», «я добрый») и происходит обобщение переживаний (формируется отношение к себе, своим успехам, своему положению).
Проявления:
•    Пауза - промежуток времени между обращением к ребенку и его реакцией. Реакция может выражаться как в невыполнении действия, так и в отказе или его оттягивании.
•    Спор - ребенок в ответ на просьбу, приказ, требование начинает оспаривать необходимость требуемого или время выполнения (чаще всего ссылаясь на занятость), возражать.
•    Непослушание - невыполнение привычных требований или установлений, отказ от участия в привычных делах, противопоставление своих дел или намерений требованиям родителей.
•    Хитрость - нарушение привычных требований родителей в скрытой форме. Намеренное создание ситуаций, в которых ребенок может извлечь выгоду для себя.
•    "Взрослое поведение" - ребенок ведет себя демонстративно "по-взрослому". На вербальном уровне, как правило, выражается в демонстративной рассудительности, в поведении - в карикатурной взрослости.
•    Внешний вид - внимание к собственной внешности. Споры об одежде.
•    Требовательность - настаивание на своем, навязчивое напоминание об обещанном.
Что могут сделать родители:
•    предоставьте ребенку возможность действовать самостоятельно, не забывая помогать ему в сложных ситуациях обсуждайте с ребенком различные «взрослые» проблемы, внимательно выслушивая его
•    если ребенок высказал ошибочное суждение, тактично поправляйте его
•    предлагайте ребенку способ решения проблемы, хвалите его в случае успеха - отвечайте на вопросы ребенка (6-7 лет – возраст «почемучек»)
•    будьте последовательны в своих требованиях - окружающие должны предъявлять к ребенку единые требования - соблюдайте культуру диалога (ребенок при общении подражает манере близких)
•    подавайте ребенку пример «взрослого» поведения, будьте терпимы.