Красный, синий, жёлтый, зелёный - любимые цвета малышей, в руках у которых оказались краски. А вот и первый рисунок - яркое жёлтое солнце. синее небо, зелёная трава. Но становясь старше, например в 4 года, ребёнок замечает, что в природе существует множество цветовых оттенков. Оказывается, небо не всегда бывает синим, а море может быть красным , даже зелёным.
Маленький художник начинает вглядываться в окружающий мир, стараясь понять и передать увиденное. И тут его может постигнуть разочарование: вместо ярких сочных красок осеннего леса на листе бумаги вдруг появляются серые разводы. В чём же дело? Что такое цвет? Можно ли получить другой цвет, имея под рукой лишь три краски: красную, жёлтую, синюю, и какие цвета нужно считать основными, а какие дополнительными? Что такое колорит? И ещё множество чего, почему, как...
Вопросом теории изобразительной грамоты посвящено немало литературы. Издан целый ряд методических пособий, в которых раскрываются отдельные теоретические положения художественного мастерства. Но самое главное, то каким образом все эти знания донести до ребёнка так, чтобы это не превратилось в скучное заучивание, а было и интересно, и понятно ему. К осознанию сущности реального цвета и его использованию в работе, дошкольники приходят чаще всего под влияние взрослых, поскольку именно они обращают внимание ребёнка на цвет, как на постоянное качества предмета ( трава -зелёная, небо -голубое, солнце -жёлтое). Дети усваивают такое видение мира и переносят его в свои рисунки. Некоторые педагоги сами определяют, какой цвет предложить детям для выполнения той или иной темы. всё это значительно ограничивает возможности детей в отражении своего мира, то есть в проявлении настоящего творчества. Эстетическая ценность детской живописной работы заключается именно в том, что она выполнена теми красками, которые подобрал сам ребёнок. Поэтому в распоряжении детей должно быть как можно больше разнообразных красок. Выбор цветов на основе личного восприятия, и придаёт детским рисункам особую прелесть, свежесть и оригинальность. Но в то же время это не означает, что у ребёнка должны отсутствовать знания о цвете, цветовой грамоте.
Однако кроме теоретических знаний необходимо приобрести целый ряд практических умений и навыков в работе с различным изобразительным материалом
Ребёнок должен иметь:
• называть и различать семь цветов;
• отождествлять цвет с образом ( предмета);
• использовать имеющие цвета для получения новых цветов;
• находить при работе с красками "цветовой набор"