Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мы в социальных сетях

Использование дидактических игр для развития

Опубликовано 15.04.2020

Использование дидактических игр для развития социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников

Цель: представление опыта работы по использованию дидактических игр для развития социально-коммуникативных  навыков у старших дошкольников.

Задачи:
1. Актуализировать знания педагогов о важности дошкольного периода детства для развития социально-коммуникативных навыков.
2. Содействовать формированию у педагогов представлений об использовании дидактических игр для развития социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников.
Мастер-класс для педагогов ДОУ рассчитан на 12  участников.
Вступительное слово педагога:

Уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на моем мастер-классе, темой которого является «Использование дидактических игр и игровых приемов для развития социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников»!
В. А.Сухомлинский когда-то сказал: «Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности». СЛАЙД
Как решить эту задачу? кому ее решать?  СЛАЙД

Попадая в детский сад, ребенок оказывается в ином для него мире, более просторном, чем был ранее. Для него все ново, непривычно, иногда ему страшно – ведь мама уже не всегда рядом – ему нужна помощь. Новая обстановка, незнакомые взрослые и дети. Все мы рождаемся  на свет разными: кто-то легко адаптируется в обществе и принимает его законы, для кого-то это довольно трудно…Чем раньше маленький человек начнет бороться со своими страхами, тем легче ему будет идти по жизни дальше. А впереди…школа, становление, взрослая жизнь. Педагоги и родители – вот основные проводники для малыша в мир большой жизни. Ребенок – дошкольник,  приходя каждый день в детский сад, оказывается вдали от родителей на 8-10 часов, детский сад становится его вторым домом, а группа детей и воспитатели – его второй семьей. Поэтому мы – педагоги должны сделать все возможное для того, чтобы помочь  малышу узнать мир человеческих отношении,  сформировать добрые (бесконфликтные) взаимоотношения со сверстниками и уважительные со взрослыми.

В нашем современном  мире актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает  в связи с особенностями социального окружения, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Поэтому  Социально-коммуникативное развитие  дошкольников названо  приоритетным  в формировании личности будущего дошкольника. ФГОС  ставит перед педагогами следующие задачи:  СЛАЙД
- присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального интеллекта и эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Что же должен делать педагог для развития социально-коммуникативных навыков?
1.    Обеспечить эмоциональное благополучие ребенка;
2.    Поддерживать индивидуальность и инициативу детей;
3.    Установить правила поведения и взаимодействия с детьми в различных ситуациях;
4.    Построить развивающее образование, ориентированное на зону ближайшего развития каждого воспитанника;
5.    Организовать сотрудничество с родителями воспитанников.
Я работаю воспитателем с детьми старшего дошкольного возраста.  Наблюдая за ними, я отмечаю, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение, включающее: умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать; умение планировать содержание акта общения; умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, пантомимику) средства общения, адекватные ситуации; умение решать конфликтные ситуации.  СЛАЙД
Нам педагогам известно, что многие проблемы с детьми можно решать,  вовлекая детей в игру. Я в этом плане оказалась не оригинальна. Изучив методическую литературу и опыт других педагогов я разработала картотеку дидактических игр для развития социально-коммуникативных навыков, совместно с коллегами и родителями подготовила атрибуты к некоторым играм, для родителей – консультацию «О пользе дидактических игр для развития коммуникативных навыков у старших дошкольников».
- Целью моего мастер-класса является: представить опыт работы по использованию дидактических игр для развития социально-коммуникативных  навыков у старших дошкольников.
- Задачи мастер-класса изложены на экране. СЛАЙД
Для работы с детьми мною были выбраны игры на снятие коммуникативной  робости, на развитие умения общаться и договариваться, развитие доброжелательного отношения к другим, развитие чувства эмпатии, СЛАЙДЫ

- Более подробно вы можете познакомиться с ними на моем сайте….СЛАЙД
В результате использования дидактических игр в течении 4-х месяцев дети стали более общительными, научились договариваться друг с другом, стали более вежливы, исчезла робость в общении со взрослыми, стали более чуткими и отзывчивыми к другим, научились дружить. Все это лучилось не сразу и не со всеми. Работа продолжается!
Практическая часть
- Сегодня я предлагаю вашему вниманию некоторые из них. Для этого мне понадобятся помощники. Приглашаю уважаемых коллег немного поиграть! СЛАЙД
- Приглашаю четверых коллег разбиться на две команды,  подойти к столам, выбрать себе номинацию «театральная деятельность», «сюжетно-ролевая игра», «Изобразительная деятельность», «Ознакомление с окружающим миром». В конверте для каждой команды приготовлено задание (Изготовить афишу к сказке « Три поросенка»). Все что нужно для выполнения задания находиться в соответствующих конвертам контейнерах. На выполнение задания вам дается 10 минут.
- Пока наши коллеги выполняют задание, мне понадобятся еще 8 человек. Так как мы с вами мало знакомы предлагаю поиграть в игру «Немного о себе». Для этого  вам нужно будет назвать себя и то, чем вы увлекаетесь в жизни».
Проводится игра.
- Ну вот, мы кое-что узнали друг о друге и стали немного ближе.
- Продолжаем играть. Следующая игра «Мы разные». Вам нужно будет разбиться на группы по разным признакам. Те у кого есть наручные часы подходят к столику №1, те у кого волосы ниже плеч к столу №2, те, кто любит театр к столику № 3. Теперь каждый из вас узнал, что он такой не один, а мы продолжаем играть дальше.
- На каждом столике для вас есть задание –игра:
№1 «Волшебная коробочка» . В коробочке предмет или картинка, нужно рассказать о предмете как можно больше, не называя сразу его основные признаки. Зал отгадывает.
№2 «За стеклом» .  На листке написано предложение . Например: « Мы хотим танцевать». Нужно показать мимикой и жестами. Зал отгадывает.
№3 «В гостях у сказки» В контейнере шапочки сказочных героев, атрибуты. Участники самостоятельно выбирают сказку и все необходимое к ней, показывают ее. Зал определяет название сказки.
- Время для наших помощников, работающих за столами подходит к концу.
Прошу коллег показать что у них получилось и рассказать о своих впечатлениях . Как вам работалось вместе?  Какие трудности вы испытывали? Где вам может пригодиться продукт вашей совместной деятель ности?
- Приглашаю всех своих помощников встать в круг.
- Теперь вы стали гораздо ближе, чем были 15 минут назад. Немного узнали друг о друге, узнали способности друг друга, раскрепостились, узнали, чем вы похожи или не похожи, смогли вместе договориться и создать что-то общее. И наконец, вы проиграли несколько игр и испытали их волшебное действие на себе и вам, конечно же, не составит труда преподнести эти игры своим подопечным
- Предлагаю поиграть в последнюю игру моего мастер-класса «Астролог». Вы стали ближе за это время, предлагаю вам стать в круге с тем кого вы лучше узнали и, передавая эту замечательную мягкую игрушку – символ года (Крыску), сделать очень положительный прогноз для рядом стоящего.
- Благодарю всех участников мастер-класса, а также зрителей.
- Мне было бы интересно узнать ваше мнение, ваши вопросы и пожелания?
- Если вам понравилось и было интересно похлопайте в ладоши, если нет закройте лицо руками.