Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мы в социальных сетях

Этикет для дошкольников

Опубликовано 15.03.2022

Есть в жизни вещи, которые никогда не выйдут из моды и одна из них – это хорошие манеры. Прививать их необходимо с самого раннего детства, так сказать, чтоб дети впитывали  правила этикета с молоком матери. Тогда ребенку, впоследствии, будет легче адаптироваться в социуме.

Оказывается, привитие ребенку элементарных норм поведения со взрослыми и сверстниками - дело непростое. Ведь перед тем, как идти в школу ребенок обязан уметь обслуживать себя, соблюдать правила школьного этикета. Неумение общаться, находить общий язык со сверстниками становится порой преградой, обходить которую очень нелегко. Родители хотят видеть своего ребенка образованным, отзывчивым и приветливым, ведь их ребенок – самый лучший и самый воспитанный. И часто, в силу своей родительской любви, на многое закрывают глаза, оправдывая поступки своих детей, и убеждая себя в том, что они еще маленькие…

Приходит время и бывший дошкольник становится первоклассником. И если к этому моменту у него не будут сформированы элементарные нормы и правила этического поведения – ребенку придется туго. Такие неподготовленные дети не умеют поздороваться, извиниться и спросить о чем-то, им сложно найти общий язык с одноклассниками.

В деле прививания хороших манер следует начать с себя, так как именно Вы являетесь для ребенка примером для подражания. Недаром существует пословица: «Яблоко от яблони далеко не падает».

Своим ежедневным примером родители воспитывают у подрастающего поколения вежливость, внимательность и заботу к окружающим. Такие повседневные примеры, как уступить место в общественном транспорте женщине или пожилому человеку, слова благодарности, слова приветствия станут ярчайшими примерами для ребенка.

Пусть в Вашей повседневной жизни всегда присутствует такие слова, как: спасибо, благодарю; будьте добры, пожалуйста; и т.д.
Как известно, дети не очень любят уроки хороших манер. Для детей это скучно и не интересно. Ко всему прочему добавляются оклики родителей – « не чавкай», « убери локти со стола», « сиди ровно», и прочее. В итоге у детей формируется негативное восприятие к обсуждаемой теме. В сложившейся ситуации получается эффект с точностью до наоборот – крохи пытаясь продемонстрировать свою независимость, ведут себя наперекор всем нареканиям. Маленький ребенок плохо воспринимает сухие слова « сделай именно так», им нужны яркие примеры.

Лучшее, что они воспринимают – это, конечно же, игра. Попробуйте поиграть с ребенком в куклы и в процессе игры обыграть, например, ситуацию « В гостях» или « В транспорте». Причем, пусть ребенок принимает в ней самое активное участие.

Так же для привития хороших манер существует масса произведений: К. Чуковский «Федорино горе» и « Мойдодыр», Б. Заходер « Очень вежливый индюк»; С. Маршак « Урок вежливости» и много других чудесных произведений.

Для каждого возраста приняты свои нормы этикета и отсюда следуют определенные для этого возраста задачи по привитию этикета у ребенка:

Дошкольный возраст ( 3-4 года):
- в совместной деятельности с взрослым, в играх учить детей элементарным нормам поведения;
- прививать детям основы таких моральных качеств как доброта, чуткость, милосердие;
- воспитывать чувство симпатии к сверстникам и взрослым, учить отрицательно, относиться к грубости и жадности;
- учить вступать в общение с взрослыми, отвечать на вопросы, выполнять просьбы взрослых;
- приучать следить за своим внешним видом; учить при помощи взрослого приводить в себя в порядок, формировать навыки пользования индивидуальными предметами;
- воспитывать умение получать удовольствие от добрых действий;
- продолжать формировать элементарные представления о том, что плохо, учить оценивать хорошие и плохие поступки;
- словесно поощрять использование в речи «вежливых» слов;
- обращаться к взрослым по имени и отчеству, называть на «Вы»;
- воспитывать умение играть рядом и в подгруппах;
- учить детей обращать внимание на эмоциональное состояние окружающих, проявлять сочувствие, оказывать элементарную помощь;
- формировать навыки поведения за столом.

Дошкольный возраст (4-5 лет):
- формировать умение управлять своим поведениям, оценивать свои поступки и поступки сверстников, определять мотивы поступков;
- совершенствовать навыки вежливого обращения детей к взрослым, продолжать работу по формированию доброжелательного отношения между детьми;
- формировать представления о добре, дружбе, справедливости, правдивости, смелости;
- напомнить о необходимости здороваться, прощаться,  не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
- способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм, развитию индивидуальных качеств личности: скромность, отзывчивости, желанию быть справедливым, сильным и смелым, сопереживанию и милосердию;
- воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом;
- закрепить навыки бережного отношения к вещам;
- совершенствовать навыки аккуратного приема пищи, закреплять правила поведения за столом;
- учить правила общения, умению ласково обращаться с младшими, проявлять терпение, ласку; учить замечать состояние и настроение окружающих и правильно реагировать на него.

Старший дошкольный возраст (5-7лет)
-закреплять умение быть вежливыми в общении со взрослыми, во время беседы говорить приветливо, внятно, смотреть на собеседника, не прерывать разговор, не перебивать старших;
- продолжать обогащать словарь детей выражениями словестной вежливости, учить самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить, просить извинения, использовать в обращении с близкими ласковые обороты;
- учить детей выполнять правила культуры поведения в общественных местах ( на улице, в транспорте, в кинотеатре);
- учить с помощью взрослых и самостоятельно выбирать правильную линию поведения по отношению к людям разного возраста, проявлять уважение к старшим, чуткость к эмоциональному и физическому состоянию старших;
- воспитывать правила поведения в группе сверстников ( быть дружелюбным, чутким, отзывчивым, справедливым);  понимание того , что дружеские отношения сверстников к нему зависят от того, как ребенок обращается с другими;
- воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам, учить подавать им стул, оказывать помощь в нужный момент, приглашать на танец и т.д.;
- воспитывать у девочек скромность, учить их проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков;
- формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей;
- закреплять и углублять представления и практические умения детей в области гигиены (культура еды, умывания, ухода за одеждой);
- развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру;

И если с детства мы будем учить ребенка азам этикета то в будущем, он вырастет воспитанным и образованным человеком.