Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мы в социальных сетях

Использование нетрадиционных техник в художественном творчестве дошкольников

Использование нетрадиционных техник в художественном творчестве дошкольников

Опубликовано 09.11.2016

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории практики на современном этапе. Как известно изобразительная деятельность ребенка приобретает  художественно творческий характер по мере овладения способами изображения. Продуктом художественно творческой деятельности служит выразительный образ.

Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате они получают успешный продукт деятельности. Именно поэтому нетрадиционные методики очень привлекательны  для детей, так  открывают большие возможностивыражения собственных фантазий, желаний и самовыражения в целом.

Дети с самого раннего возраста   пытаются  отобразить впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. Рисование, аппликация, мозаика  нетрадиционными  способами – увлекательная  завораживающая  деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Важную роль в развитии ребенка играет развивающая среда. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можнорисовать чем хочешь, и как хочешь, и даже придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по ним можно судить о настроении ребенка, о том , что его радует и огорчает.

Овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам радость, если оно строится с учетом специфики  деятельности и возраста. Они с удовольствием рисуют разные узоры, выкладывают мозаику, создают коллажи и т. д., не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся  за  художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно выполнять то, или действие. Работа с необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, а это и процесс, и результат практической деятельности – художественного творчества.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

- мелкой моторики и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- внимания и усидчивости;
- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, этетического восприятия, эмоциональной отзывчивости,
- навыков контроля и самоконтроля.

Творческий процесс настоящее чудо. Во многом результат работы ребенка зависит от его  заинтересованности, поэтому на занятиях и в свободной деятельности важно активизировать  его внимание, побудить к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Таковыми могут быть:

- игра;
- сюрпризный момент;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажут помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
- музыкальное сопровождение и. т.д.

Работу с использованием нетрадиционных техник надо начинать с младшей группы по принципу «от простого-к сложному».

-  рисование пальчиками, ладонями;
-  рисованиетычкамииз поролона, ватными палочками;
- печатание листьями.

В средней группе добавляется:

- рисование свечой;
- оригами;

В старшей группепредлагаются нетрадиционные техники:

- кляксография с трубочкой;
- набрызг;
- восковые мелки + акварель;
- оттиск смятой бумагой;
- рисование поролоном;
- гравюра;
- оттиск пробкой, поролоном, пенопластом;
- декупаж;
- соленое тесто.

В подготовительной к школе группе добавляются:

- тиснение;
-тычок жесткой полусухой кистью;
- рисование посырому;
- батик;
- рисование солью, песком.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет чувствовать себя  более раскованно,  смелее, непосредственнее, развивает  воображение,  дает  полную свободу для самовыражения.

Необходимостьприменения нетрадиционных техник в организации детей не подвергается сомнению. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»