Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мы в социальных сетях

Как развивать память у дошкольников

Как развивать память у дошкольников

Опубликовано 15.03.2017

Любой родитель дошкольника мечтает, чтобы его чадо, переступив порог школы, приносило домой много — много пятёрок. Для этого малыша учат дома читать, писать, решать примеры и задачи, забивают детскую должны позаботиться о развитии основных познавательных процессов, в частности памяти, внимания, восприятия, мышления.

Систематическое и целенаправленное развитие памяти у детей дошкольного возраста поможет быстрее и надёжнее усваивать школьный материал.
 
Дети запоминают по-своему
В возрасте 3-4 лет, дети запоминают информацию механически. Чаще всего это любимые песенки, сказки, картинки – то, что вызвало интерес у ребёнка, по-настоящему его поразило. Это называется непроизвольной памятью.
К 5 годам родителям и педагогам дошкольных учреждений необходимо учить ребёнка произвольной памяти. Она требует логического осмысления материала, использования специальных приёмов запоминания.
Игры и занятия, подобранные для развития произвольной памяти детей должны быть яркими и увлекательными. Только интересное способно включить внимание и восприятие крошки. Эти познавательные процессы у дошкольника тоже пока «хромают».

Дети выделяют чаще второстепенные признаки предмета, не замечая важные. Эта особенность восприятия приводит к обрывочному запоминанию.
Поэтому необходимо комплексно развивать и мышление. Оно позволяет обобщить и систематизировать образы и представления
Немного теории
Память представляет отражение прошлого и состоит из трёх процессов:
    запоминание;
    сохранение;
    воспроизведение.
Физиология этапа сохранения до сих пор не понятна. Но известно, что особенности развития памяти напрямую зависят от ряда обстоятельств.
1.    Упражнения. Природные особенности и задатки далеко не залог хорошей памяти. Только регулярное совершенствование и тренировка её механизмов приводят к хорошему запоминанию.
2.    Возраст. С возрастом совершенствуется не столько память малышей, сколько техника её применения. Если совсем маленькие дошколята запоминают, не прилагая стараний, т. е. при помощи непосредственной памяти. То детки постарше умело оперируют различными приёмами запоминания: делая заметки, схемы, применяя ассоциации. В данном случае память становится опосредованной.
3.    Накопленные знания. Ребёнку проще запомнить то, что ему понятно. Вместе с расширенным кругом знаний, растут интеллектуальные способности и возможности памяти.
4.    Степень развития умственных способностей. Чем больше кроха размышляет, анализирует, тем быстрее и больше запоминает.
По типу восприятия выделяют:
    слуховую;
    зрительную;
    двигательную;
    тактильную память.
Чаще всего преобладает тот или иной вид, но развивать их нужно комплексно.
Также бывает кратковременная и долговременная память. От них зависит, какие элементы будут храниться в голове несколько минут, а какие останутся на долгие годы.
Как научить ребёнка быстро запоминать
Программный материал в школе не всегда интересен для ребёнка. Чтобы его усвоить, школьнику приходиться зубрить. Ещё в дошкольном возрасте малыша нужно познакомить со способами произвольного запоминания.
    Использование ассоциаций. Если необходимо запомнить что-то незнакомое или абстрактное, нужно найти ассоциации со знакомыми образами. Также можно подбирать созвучные ассоциации (например, английское слово puddle переводится как «лужа», похоже на «падал», запоминаем «Я падал в лужу»).
    Придумывание «напоминалок». Особенность приёма заключается в выделении и фиксировании самого главного. Например, «подбери пять слов или картинок, которые помогут запомнить текст».
    Задействование других способов восприятия. При заучивании стихотворения, предложите крохе представить себе картинку; при знакомстве с новой буквой, нарисуйте ее в воздухе или изобразите ее при помощи своего тела.

Упражнения для тренировки памяти!

Развивать и совершенствовать произвольную память помогут упражнения в игровой форме.
1.    «Попробуй на вкус облако». Называете ребёнку ряд знакомых слов: солнце, дом, повар, грусть, мечта. Малыш комментирует каждое по ряду признаков, которыми они, по его мнению, обладают: цвет, вкус, запах, форма. Родители записывают прилагательные к каждому слову. Спустя некоторое время ребёнок прослушивает свои ответы и вспоминает описанное слово. Чтобы усложнить упражнение, включайте в список незнакомые слова.
2.    «Собери цепочку». Для игры понадобятся мелкие предметы типа пуговиц, крышек, игрушек и бумага, которую ребёнок сможет рвать. Родитель называет цепочку слов, а малыш выкладывает предметы, которые у него ассоциируются с ним. В результате кроха должен вспомнить цепочку слов, глядя на свои образы.
3.    «Как выглядит электричество?» Это упражнение направлено на создание визуализации сложных понятий. Предложите чаду пофантазировать, как выглядит, пахнет слово, каково оно на ощупь?

Читаем и обсуждаем!

Помимо создания благоприятных условий, способствующих произвольному запоминанию, помогать этому процессу будут специальные упражнения и игры. Начинать нужно как можно раньше. Как только крошка произносит первые слова, рассказывайте ему обо всём, что происходит: где гуляли, что видели, что ели. Совсем скоро малыш начнёт обсуждать это вместе с вами.
 
Читая книжки, заучивая стихотворения и песенки, разгадывая загадки и ребусы, вы не только работаете над общим развитием крохи, но и развиваете память.
При чтении любого детского произведения, малыши обычно заостряют своё внимание лишь на сюжете, пропуская мимо ушей подробности. Поэтому, можно и нужно читать его много раз. Затем задавайте вопросы о том, как выглядели герои, что делали, к чему это привело, что хорошо, а что плохо.
Такой метод развития памяти подойдёт даже крошкам с 1,5 – 2 лет. Они с удовольствием перечислят героев своих любимых сказок. Ближе к 4 — 5 годам задача усложняется пересказом произведения, формируются навыки произвольной памяти. Следите, чтобы малыш соблюдал последовательность и логичность.
Бывает, что трудности у ребёнка при запоминании связаны с наличием каких-то неврологических проблем. Например, дети с синдромом дефицита внимания.
     Они хотят запомнить, но не могут сосредоточиться на материале. В таких случаях, поможет консультация невролога или психолога.
Это интересно! Повторенье – мать ученья. Доказано, что около 40% полученной информации забывается уже спустя полчаса, ещё 35% — потеряется через день и 20% — через месяц. Остается довольствоваться лишь 5% информации.
Не учим, а играем!
Вроде все просто, на деле же родители постоянно переходят эту тонкую грань и получают в ответ капризного и уставшего ребёнка. Как только даже самая полезная игра перестаёт увлекать кроху – откладываем её и меняем вид деятельности.
Когда идёт речь о формировании произвольной памяти человека, то нельзя упускать из виду её особенности, связанные со способом восприятия. Люди, воспринимающие информацию на слух, именуются аудиалами, посредством зрения – визуалами, через ощущения – кинестетиками. Ещё в дошкольный период родителям необходимо определить, к какому типу относится ребёнок, и «поднажать» на развитие «отстающих» типов памяти.

Развитие зрительной памяти

Работу над зрительной памятью можно вести каждый день, не прилагая усилий для создания специальных средств. Например, обратив ненавязчиво внимание ребёнка на какой-нибудь объект (рекламный щит, витрину магазина, дорожный знак) во время прогулки, расспросите у малыша об увиденном в подробностях.
Учите применять в запоминании принцип ассоциации. Разглядывая незнакомое изображение, пофантазируйте с малышом, на что оно может быть похоже. Детское воображение безгранично. Эта особенность малышей позволяет находить им самые неожиданные ассоциативные связи.
В свободное время можно подготовить несколько игр, которые помогут потренировать произвольную память дошколят.
    Для этой игры склейте несколько одинаковых коробочек. Спрячьте в одну из них мелкий предмет, так чтобы малыш видел. Затем, убрав конструкцию на пару минут, попросите чадо найти нужный «домик». В зависимости от возраста и способностей, игра усложняется.
    Для этого можно увеличить число коробок или спрятанных предметов, убирать их на более продолжительное время (от 30 минут до суток и более).
    «Две картинки». По названию понятно, что понадобятся 2 одинаковые картинки. Подойдут календарики, открытки, изображения на картонных упаковках любимых хлопьев. Разрежьте одну из них на произвольные части. Предложите сложить картинку с опорой на образец. Потом уберите его и попросите кроху собрать элементы по памяти.
    «Что пропало?». Расположите на столе предметы или игрушки. После того как малыш внимательно их изучил, он должен отвернуться. Тем временем уберите одну из игрушек и предложите ребёнку её назвать. Это простейший вариант. Для усложнения игры можно увеличить число предметов, предложить восстановить их расположение и т. д.

При подготовке к этим играм учтите, что особенности детской памяти позволяют запомнить им от 5 до 9 элементов.

Развитие слуховой памяти
В дошкольном возрасте, когда детки ещё не научились читать, она сослужит им добрую службу при заучивании стишков и песенок. Игры, направленные на развитие слуховой памяти, строятся по принципу «Слушай и запоминай». Организовывая их, обратите особое внимание на то, чтобы запоминание происходило не механически, а осмысленно, при помощи ассоциаций. Это обучит ребёнка запоминать целенаправленно, применяя произвольную память.
    «Цепочки слов». Придумайте 10 пар слов так, чтобы они были объединены общим смыслом. Например, кружка – чай, дождь – зонтик. Прочитайте дошкольнику слова 3 раза. Затем, называя первое слово пары, попросите ребёнка назвать второе.
    «Сказка». Расскажите крохе сказку, в которой главный герой находит волшебные предметы (от 5 до 9). Попросите ребёнка вспомнить, какие это были предметы и в какой последовательности они появлялись.
    «Что возьмём с собой?». В эту игру можно подключить несколько человек. По очереди каждый игрок продолжает фразу «Мы собираемся в путешествие и берём с собой…» своим вариантом. В игре важно запомнить повторить ответы всех игроков.
Также отличным упражнением станет прослушивание и узнавание различных музыкальных инструментов. Можно воспользоваться записью или приобрести игрушечные копии для детей.

Развитие тактильной памяти
Тактильная память развивается у детей при прикосновении к предметам различной формы и фактуры. Игры и упражнения, направленные на тренировку тактильной памяти, основаны на узнавании предметов на ощупь. Существует несколько вариации подобных игр.
1.    Самые маленькие нащупывают в мешочке знакомые предметы и называют их, характеризуя их свойства и особенности. Дети двух лет заполняют мешочек сами, тем, кто постарше можно дать уже заполненный.
2.    Закрыв глаза ребёнка повязкой, положите ему в руку несколько предметов по очереди. Малыш должен узнать их и назвать, в какой последовательности они появлялись.
3.    Ближе к 5-6 годам папы могут помочь ребёнку освоить технику завязывания морских узлов.
Такие игры отлично тренируют мелкую моторику, которая является главным двигателем речевого развития малыша.
Развитие двигательной памяти
Дети быстро устают и теряют интерес. Эти особенности необходимо учитывать, планируя занятие или игру. После непродолжительных умственных нагрузок обязательно следует активный отдых в виде зарядки. Её можно тоже превратить в весёлую и полезную для мозга игру.
«Запрещённый приём». Договоритесь об одном или нескольких движениях, которые делать нельзя. Теперь ведущий показывает элементы, которые ребёнок должен быстро повторить, но пропустить «запрещённые». Весело и задорно!
Наивысший скачок развития малыша происходит именно в дошкольном возрасте. От того, сколько усилий приложат родители для развития памяти и других познавательных процессов, зависят успехи малыша в школе.